Альтернатива SCR в борьбе за экологию

Моторостроители находятся в поиске технологий, которые могли бы облегчить эксплуатацию грузовиков, избавившись от хлопотной технологии SCR,используемой в работе двигателя.

С возникновением стандарта Евро-4 в процессе оценки и изучения разных методов в части соответствия указанному стандарту,  компании-производители приняли решение об оборудовании большегрузных машин технологией SCR, которой предусмотрено использование раствора мочевины как восстанавливающего агента .

Селективная каталитическая нейтрализация (технология SCR) основывается на впрыскивании определенной дозы реагента AdBlue в отработанные газы в присутствии катализатора. Результатом химической реакции становится разложение оксида азота на воду и азот.

Система SCR работает следующим образом: раствор мочевины AdBlue находится в специальном баке грузовика. С помощью форсунки,  раствор впрыскивают в район, где расположен выпускной коллектор. После смешивания с отработанными газами,  реакция происходит в нейтрализаторе.Для снижения уровня твердых частиц их сжигают в двигателе. В этом случае сгорание проходит более интенсивно.

Использование технологии SCR позволяет дизельным двигателям соответствовать не только нормам Евро-4, экологические нормы которого более щадящие для пользователей, но и нормам Евро-5. Именно это объясняет, почему ведущие производители тяжелой грузовой техники выбрали ее для использования.

двигатель, экологические нормы, грузовик

Однако существуют некоторые проблемы, касающиеся применения SCR. В частности, для устойчивости во время работы при высоких температурах поршни, головка блока, цилиндр, шатуны двигателя, оборудованного SCR, должны быть усиленными.

Из-за дополнительного оборудования масса, которую приобретает грузовик, увеличивается на 200—300 кг, цена возрастает в среднем на 3000 евро. Правда, эксплуатационные расходы грузового автомобиля уменьшаются на 2 %, расход дизельного топлива — приблизительно на 4 %.
Двигатель, соответствующий стандарту Евро-5, требует установки более крупного нейтрализатора и большего бака с раствором AdBlue. Конструкцией предусмотрено постоянное использование системы SCR в течение срока службы автомобиля.

Для российских пользователей, в отличие от европейских, применение технологии SCR — новинка, как и реагент Adblue, что привело ко многим проблемам, в первую очередь, из-за температуры замерзания раствора — –11 °C, что неприемлемо при использовании в некоторых российских регионах.

Далее все емкости и оборудование для системы должны быть выполнены из совместимых материалов, жидкость AdBlue, заливаемая в бак, должна соответствовать стандарту, смешивание с другими жидкостями, в частности, даже незначительное количество дизельного топлива, может испортить и разрушить систему.На данный момент приобретение сертифицированного раствора в России является проблематичным.

Сейчас в сети Интернет масса предложений по деактивации системы SCR, разработанных российскими специалистами. Причем в случае необходимости, можно активировать систему вновь.

Сегодня производители пытаются найти альтернативу применению системы SCR, в частности, разработана новая система EGR, с более низкими эксплуатационными затратами, поэтому скоро можно будет рассчитывать на упрощение эксплуатации грузовиков.