60203

Сколько бы вы ни соблюдали Правила, никто не застрахован от соседей по дороге — кто-то может выехать на встречную полосу, проехать на красный, не справиться с управлением, в конце концов. Именно поэтому нужно знать, как свести вероятность тяжелых травм к минимуму.

▫ Кто чаще страдает в ДТП?

Статистика говорит, что, вопреки распространенному мнению, в ДТП чаще гибнут пешеходы (40%), на втором месте — водители транспортных средств (33%), на третьем — пассажиры (27%). Причем для пассажиров тоже есть разница, где сидеть. Не зря бытует выражение: «Место смертника» — рядом с водителем. Причина, видимо, в том, что перед столкновением водитель подсознательно выводит себя из-под удара, и удар приходится … правильно, в переднего пассажира. Безопаснее всего ездить на заднем сидении, особенно за водителем. Лично я в такси всегда сажусь на заднее сидение, чем очень напрягаю таксистов. Но что поделаешь — здоровье дороже.

▫ Про ремни безопасности.

Без использования ремней смерть возможна при скорости 20 км/ч, с ремнями этот порог повышается до 95 км/ч. Есть распространенное заблуждение, что ремни опасны, т.к. при ДТП можно сломать ключицу. Ерунда. За последние 15 лет не слышал ни об одном случае. Единственное, что может случиться — разрыв ключично-акромиальной связки. Но это не страшно: неполный разрыв заживает за 3 недели, при полном грозит несложная амбулаторная операция. Большинство людей думает, что заменить ремни безопасности можно, уперевшись руками в приборную панель, а ногами — в пол. Как они заблуждаются! Этот способ подходит только в том случае, если столкновение происходит на скорости 10-20 км/ч. Даже уперевшись руками и ногами, человек массой 75 кг может выдержать усилие только 300-400 кгс. А при столкновении на скорости 50 км/ч его тело давит на ремень с силой 3 т. Вы гигантский муравей? Можете поднять вес, в 40 раз превышающий вес своего тела? Нет? Тогда пристегнитесь!

Те люди, которые упираются руками и ногами, ломают их, а затем всё равно повреждают голову. Поэтому советую: перед столкновением займите правильное положение — как можно сильней отклонитесь назад и прижмитесь к спинке сиденья, ногами не упирайтесь в пол. Руками ни во что не упирайтесь, руки нужны для того, чтобы защитить голову. Расслабьтесь и притворитесь мешком с опилками. Именно так делают пьяные, и именно поэтому они чаще выживают в ДТП.

▫ Про подголовники.

Сейчас появилась опасная тенденция: с целью удешевления на «бедные комплектации» автомобилей не ставят задние подголовники. А ведь подголовники нужны не для того, чтобы во время движения откинуть на них голову и расслабиться. Подголовники нужны для того, чтобы при наезде сзади вы не сломали себе шею. Компрессионный перелом шейных позвонков — травма очень неприятная. В перспективе можно превратиться в «говорящую голову». Поэтому, если вам попалась такая машина, первым делом нужно бежать и покупать подголовники, благо стоят они недорого.

▫ Про подушки безопасности.

Можно воткнуть на автомобиль сколько угодно подушек безопасности — это не панацея. Подушки эффективны только вместе с ремнями безопасности. Ремни безопасности удерживают и направляют водителя и пассажиров, чтобы они начали перемещаться не раньше 30 мс после столкновения и не попали мимо подушки. Поэтому непристегнутым людям подушка не поможет. Они или не попадут в нее, или попадут не в мягкую сдувающуюся подушку, а в туго надутую. Ощущения не из приятных: сравнимо с ударом боксера-тяжеловеса. И даже в этом случае главное — грамотная прокладка между рулём и сиденьем — водитель. При лобовом столкновении на скорости 150 км/ч даже 30 подушек безопасности не помогут. Поэтому в последнее время всё чаще встречается редкая в прошлом разновидность черепно-мозговой травмы: диффузное аксональное повреждение головного мозга. На теле ни царапинки, а мозг умер.

И вообще, садиться следует трезвым, в здоровом состоянии, отдохнувшими и спокойными. От этого зависит поведение на дороге, качество принятия решений и скорость реакции.